Шик идет здесь на поводу у тех идеологов буржуазии, которые декларируют сначала спонтанное «освобождение» научно-технического и организационного прогресса от законов частного присвоения, а затем объявляют его достижением всего общества. Выводя монополизацию современных производительных сил за пределы «антисоциальных явлений», Шик игнорирует тот факт, что монополистическому капиталу присущ такой способ модернизации собственного производства, при котором тормозится совершенствование общественного производства в целом, ибо на пути новых приемов работы возводятся искусственные преграды, препятствующие их всеобщему распространению.
Показательно, что Шик выступает против «чрезмерного увеличений» доходов корпораций лишь в том случае, когда такое увеличение порождается ростом цен при расширяющемся спросе вследствие искусственного ограничения производства. За пределами практики «экономического мальтузианства» Шик уже не считает возможным вмешиваться в дела частных компаний и осуждать доходы, рожденные «субъективной деятельностью и инициативой на производстве».
Рассуждения об «оптимизации» прибылей гигантских корпораций означают вместе с тем, что Шик выступает в поддержку главной, решающей формы экономической реализации монополий. В сущности его концепция нацелена на Оправдание той части сверхприбыли, которая порождается эксплуатацией наиболее квалифицированных рабочих, служащих, инженерно-технического персонала, монополизацией передовых средств производства, организационных улучшений и прочих условий присвоения избыточной прибавочной стоимости, постоянно создающейся на предприятиях монополий.