Информационные технологииStfw.Ru 🔍
🕛

Господство монополий

И эта склонность буржуазных экономистов выдать за «революцию» господство монополий имеет своей очевидной целью удержать массы от действительного революционного изменения основ капитализма.

И эта склонность буржуазных экономистов выдать за «революцию» господство монополий имеет своей очевидной целью удержать массы от действительного революционного изменения основ капитализма.

Берли, следуя уже установившемуся стандарту проповедников «нового», «народного» капитализма, провозгласил, что крупные корпорации действуют как в интересах акционеров, так и в интересах общества. Они — «доверенные общества», уверяет он.

Итак, монополии — вот вершина человеческого прогресса. Они заботятся не о прибылях, а о благе народа и общества. «Капитализм — не путь в жизни, а метод достижения прогрессивных экономических и социальных результатов. Корпорация коллективизировала капитал и. сконцентрировала власть в руках маленькой руководящей группы. Совокупность этих групп, сотня или около этого, доказала, что она — главный инструмент революции XX века в Западном мире»1,— говорит Берли.

Этот апологет «капиталистической революции» не стесняется. Он решил не следовать примеру тех экономистов (Штиглер, Наттер, Адельман и др.), которые уверяют публику, будто бы власть монополий в Соединённых Штатах уменьшается, да и вообще их, может быть, и вовсе нет,— ведь в США есть, слава богу, законы против монополий. Берли идёт иным путём. Да, признаёт он, в экономике США господствует сотня крупнейших монополий. Однако эти монополии — не гигантские спруты, которые обвили тело американского народа и высасывают из него все соки, как это есть на самом доле. В его изложении это — «доверенные народа» и «представители общества». Больше того, он выдаёт их даже за «ниспровергателей основ», совершающих «революцию». При внимательном чтении выясняется, что «революция», которую монополии осуществляют в «интересах народа», сводится не к изменению общественных отношений, следовательно, не к улучшению жизни народа, а к изменениям в технике. Итак, вся «народность» и «революционность» монополий сводится к тому, что они вводят новую технику, разумеется, там и тогда, где и когда это им выгодно и даёт возрастание прибылей.


Также по теме: