Но не все квалифицированные рабочие входили в состав рабочей аристократии. Состав рабочего класса в XIX в. был довольно простой. Рабочий класс состоял только из двух категорий (кроме надзирателей): квалифицированных рабочих, получивших свою квалификацию в течение трех — пяти лет эмпирического обучения — преимущественно у ремесленников,— и чернорабочих, обслуживающих квалифицированных рабочих. Идеологическое влияние рабочей аристократии коренилось в их роли в производстве: без них чернорабочие не могли работать; если квалифицированные рабочие бастовали, не могли работать и чернорабочие.
С развитием машинной техники, особенно поточных линий и автоматизации производства, состав рабочего класса на заводах и фабриках значительно изменился. Число квалифицированных рабочих относительно уменьшилось, резко возросло число «обученных» рабочих, причем срок обучения значительно сократился. Иногда, например у Форда, обучение продолжалось всего один день. Появилась небольшая прослойка высококвалифицированных рабочих, получивших уже не эмпирическое, а по преимуществу школьное образование, которые занимаются наладкой и ремонтом поточных линий, автоматов и пр. Разница между такими рабочими, техниками и инженерами-практиками очень невелика.
Это изменение можно проиллюстрировать на примере США и Англии.
Тенденция нивелировки видна и здесь, но она действует очень медленно.
Приведенные данные ясно показывают тенденцию к уменьшению разницы в заработной плате квалифицированных и неквалифицированных рабочих. Таким образом, позиции рабочей аристократии в старом смысле ослабляются с двух сторон: падает удельный вес квалифицированных рабочих и уменьшается разница в заработной плате.
Несмотря на эту тенденцию, разница в заработной плате отдельных категорий рабочих в США еще очень велика. По официальным данным, в ноябре 1962 г. самую высокую почасовую заработную плату имели «производственные рабочие» в отраслях, производящих транспортное оборудование,—2,98 долл.; самой низкой была заработная плата в производстве готового платья — 1,67 долл.