Однако в современных условиях, когда благодетельная роль науки освободила буржуазное общество от социального гнета и создала условия для всеобщего присвоения труда «энергетических рабов», марксизм якобы не только не способен указать человечеству магистральный путь в будущее, но, напротив, заводит своих последователей в тупик.
Менее откровенные по форме, но весьма сходные по содержанию выводы имеются и в работах Шика. В его книге «Третий путь» встречаются, например, утверждения, будто Марксова концепция ценообразования, учение о капиталистической эксплуатации, о положении рабочего класса при капитализме, теория кризисов перепроизводства и другие разделы «Капитала» не были свободны от «упрощений и ошибок» даже по отношению к прошлому капиталистического способа производства. Но
особенно остро «ограниченность» Марксовой теорий проявилась якобы в условиях современного буржуазного общества. Манипулируя изобретенными им терминами, Шик неизменно проводит мысль о том, что подавляющая часть положений «Капитала» относится к эпохе «первичного», но никак не «передового капитализма» и, следовательно, не может считаться научно обоснованной в настоящее время.
Фальшивые рассуждения об «устарелости» марксизма характерны и для работ Роже Гароди. По его ело нам, противоречия капитализма, даже основное, теперь уже «не такие, как прежде». Указывая на отличие современного капитализма «от теоретической модели, разработанной Марксом столетие назад», Гароди поторопился заявить, что «уже нельзя предвидеть будущее системы, исходя из этой модели».
Методологической основой подобных утверждений становится замена диалектики релятивизмом, нежелание увидеть устойчивое в развитии.