Многие рабочие не выходят на работу, так как они вынуждены ехать в провинцию на поиски продовольствия. Фабриканты вынуждены сами снабжать своих рабочих наиболее необходимым продовольствием или выдавать часть зарплаты из своей продукции для обмена с крестьянами. Таким образом, бумажки все больше теряют свою роль денег и их место занимают частично более устойчивые иностранные валюты, золотые монеты или даже золото в его натуральной форме. Все капиталисты вынуждены заниматься валютной спекуляцией, чтобы страховать себя от обесценения денег и т. д.
Поэтому при каждой инфляции рано или поздно наступает момент, когда она становится невыгодной и вредной не только для трудящихся, но и для господствующих классов, кроме небольшой шайки профессиональных спекулянтов. Буржуазия оказывается перед необходимостью покончить с инфляцией, вновь стабилизировать валюту.
Это показывает исторический опыт. За время существования капиталистического строя было наверняка больше 100 инфляций в разных капиталистических странах. Все они кончались стабилизацией. Ясно, что стабилизацию осуществлял господствующий класс, буржуазия, в его собственных интересах. Тот факт, что буржуазия ряда стран после войны в течение 15—18 лет не смогла стабилизировать валюту, является доказательством ослабления капиталистической системы на нынешнем этапе ее общего кризиса. В последние годы ряд высокоразвитых стран практикует (по рецепту Кейнса) медленную, регулируемую инфляцию.
Во второй половине 1963 г. две крупные капиталистические страны Западной Европы, Франция и Италия, были вынуждены принять энергичные меры против быстрого роста цен — вплоть до установления максимальных цен на многие товары во Франции.