Эти данные, конечно, неточные. Они вообще имеют тенденцию к преувеличению фактического роста. После каждого изменения методов составления индекса получаются данные выше прежних. Особенно влияет в этом направлении включение в индексы США быстро растущей области услуг. В данной связи мы не можем конкретно рассмотреть эти извращения. Но рост производства в США, Англии и Франции настолько велик, что подобные преувеличения не меняют факта, противоположного предсказанию И. В. Сталина.
Вернемся к вопросу об объеме капиталистического рынка. До сих пор мы определяли его, исходя из объема производства. Это, конечно, правильно, ибо продавать, реализовать можно только § то, что производится. Но если определять объем рынка как совокупность покупок и продаж, то он может быть различен в разных странах в зависимости от структурных особенностей их экономики.
Возьмем простой пример. Металлургические предприятия покупают на сумму а уголь, на сумму б руду и продают сталь машиностроительным предприятиям, которые в свою очередь продают машины конечному потребителю.
Цены угля и руды перейдут в цену стали, и вместе со сталью они войдут еще раз в цену машин.
Предположим теперь вместо самостоятельных предприятий по добыче угля, руды, выплавке стали и выпуску машин комбинат (или вертикальный трест), имеющий свою руду и уголь, собственную металлургию и машиностроение. Продается только конечный продукт — машины. Вместо трех-четырех покупок-продаж будет только одна — продажа машин. Ее сумма будет: а + б-х = у.
Таким образом, при одинаковом объеме производства объем рынка в стране, где сильно развито вертикальное трестирование, будет значительно меньше.
Следует поставить вопрос: правильно ли определять объем рынка как совокупность -сея покупок-продаж? Нам представляется, что здесь нужны определенные ограничения. В капиталистическом мире производится купля-продажа на огромные суммы предметов, которые подлинной стоимости не имеют: ценных бумаг (фиктивного капитала), земли и городских участков для застройки, патентных прав и т. п.