«Директор Капп, сорока лет от роду, состоявший членом одного комитета по производству вооружений, принимал по этой своей должности участие в совещаниях о закрытии предприятий невоенного значения. Этот Капп, разглашая сведения, которые он получил в служебном порядке и обязан был хранить в тайне, обратился одной из намеченных к закрытию
фирм с предложением предотвратить её закрытие; в; награду за это он потребовал предоставления ему определённого количества акций фирмы».
Несколько подобных случаев стали достоянием гласности; множество других были скрыты и обойдены молчанием.
Всё это доказывает, что анархия производства и бесплановость остаются характерными особенностями капитализма и во время войны, несмотря на государственное регулирование хозяйства.
Во время войны в США и Англии образовались научные общества по «планированию» при капитализме; было издано множество книг и брошюр на эту тему.
Теперь, после окончания войны, в связи с уменьшением регулирующей деятельности государства, вопрос о «планировании» отходит на задний план. Но он снова станет актуальным через два-три года, когда наступит очередной кризис перепроизводства.
Имелся ещё один серьёзный фактор ускоренной концентрации производства в условиях войны. Он заключался в том, что созданные вовремя войны новые предприятия были в значительной части предприятиями-гигантами. Сказанное относится как к новым американским авиационным, моторостроительным, судостроительным и алюминиевым заводам, так и к английским и германским заводам этих отраслей.
В результате всех указанных изменений во время войны в крупных предприятиях, несомненно, сосредоточена была более значительная часть промышленного производства, чем до войны. Статистические данные, которые охватывали бы всю промышленность воевавших стран в целом, до сих пор нигде не публиковались.