Так, немецкий буржуазный экономист В. Репке, преподающий в Швейцарии, выступает с таким категорическим утверждением: «Вопреки широко распространённому сейчас мнению о том, что наша хозяйственная система безудержно эксплуатируется монополиями, должно быть усиленно подчёркнуто, что здесь не может быть речи о какой-то обязательной тенденции развития. Капитализм, основанный на конкуренции, вовсе не переходит в силу своих внутренних тенденций развития в монополистический капитализм».
Американские буржуазные экономисты объявляют даже национальной особенностью американской экономики мнимое отсутствие господства монополий. Некоторые буржуазные экономисты в США выдвигают фальшивую теорию о том, что главную роль в американской экономике играют якобы мелкие и средние предприятия, а отнюдь не монополии.
Следуя им, то же самое утверждают применительно к европейским капиталистическим странам и некоторые западноевропейские буржуазные экономисты, в частности западногерманские.
Для всех теоретических рассуждений и статистических расчётов буржуазных экономистов по вопросу о монополиях характерна одна общая черта — игнорирование того элементарного факта, что в условиях господства монополий конкуренция не устраняется, а меняет свой характер, принимает ряд новых форм, качественно отличаясь от свободной конкуренции, господствовавшей при домонополистическом капитализме. При этом конкуренция становится ещё более ожесточённой и разрушительной по своим последствиям. Между тем буржуазные экономисты пытаются истолковать этот бесспорный факт усиления и обострения конкуренции в совершенно неправильном свете, как показатель мнимого ослабления роли монополий.
Опираясь на эту метафизическую, внеисторическую трактовку конкуренции, сводящуюся к отождествлению монополистической и свободной конкуренции, буржуазные экономисты противопоставляют «конкурентные» отрасли монополизированным и выдвигают тезис о том, что в XX веке произошло якобы снижение удельного веса монополизированных отраслей.